Городские подземки: от истоков к нашим дням

Городские подземки: от истоков к нашим дням

Московскому метрополитену исполнилось 78 лет. Как строилось столичное метро и какова история первых подземок? О самом скоростном городском транспорте рассказывает Urbanus.ru

Метро – самый быстрый вид городского транспорта на сегодняшний день. Удаленность от суеты запруженных автомобилями и людьми улиц, четкий график работы, вместительность и скорость перемещения делают этот вид транспорта наиболее популярным среди населения.

Средняя скорость движения поездов метрополитена составляет 41-42 км/ч, на отдельных участках дороги она может достигать своего максимального значения – 80 км/ч. Соединяя станции друг с другом практически по прямой линии, метрополитен дарит своим пассажирам уникальную возможность – переместиться из одной точки города в другую за кратчайшее время.

Представить жизнь современного мегаполиса без этого удобного и быстрого транспорта уже невозможно. А ведь с момента появления первой в мире линии метрополитена прошло всего полторы сотни лет.

История появления первых метрополитенов

Датой рождения городского метрополитена считается 10 января – именно в этот день в далеком 1863 году была запущена линия метро в Лондоне. Ее протяженность составляла 6 км, а для приведения вагонов в движение применялась паровая тяга. Позднее паровую тягу сменила электрическая. Строительством лондонской линии занималась компания Metropolitan Railways, что в переводе с английского означает «столичные железные дороги». Удивительно, но факт: в Англии, в отличие от других стран, так и не прижилось название этого подземного городского транспорта, которое произошло от названия компании, построившей первое в мире метро.

Предыстория появления лондонской подземки такова. К середине XIX века Лондон был городом, в котором проживало более 2 млн человек. Большое количество фабрик и заводов, различных производственных мастерских способствовали увеличению товарооборота: грузы отправлялись из столицы и прибывали в нее по Темзе. Появление железнодорожного транспорта позволило разгрузить реку и установить новые торговые пути. В 1854 году в Лондоне функционировало 6 вокзалов, и население пригородов получило возможность устроиться на работу в столице. Однако все вокзалы располагались за пределами Сити, поскольку инженеры опасались за сохранность памятников архитектуры и приняли решение не проводить железнодорожные пути в этот район. Улицы Сити оказались перегружены, движение по ним затруднилось частыми заторами.



Изобретение инженером Марком Брюнелем проходческого щита в 1818 году сыграло огромную роль в истории метрополитена. Именно при помощи этого устройства был прорыт первый тоннель, и это событие позволило инженерам тех времен прийти к мысли о возможности создания подземной железной дороги. Тоннель строился несколько лет – с 1825 по 1843 г.г., затем его использовали в качестве пешеходного. В 1865 году тоннель приобрела ассоциация ELR, в которую входили шесть крупнейших лондонских железнодорожных компаний.

В 1855 году парламент принял акт о постройке подземной железной дороги. Эта дорога получила проектное название «Метрополитен рейлуэй», и должна была проходить от Паддингтонского вокзала через вокзал Кинг-Кросс до станции Фаррингдон. Спустя 8 лет первая линия лондонской подземки была пущена в эксплуатацию. Она насчитывала 7 станций и очень быстро стала чрезвычайно популярной среди населения столицы: после открытия средний объем пассажиропотока составил 26 тыс человек, а на протяжении первого года работы лондонское метро перевезло около 9,5 млн пассажиров.

Следующая линия метро была построена в 1868 году в Нью-Йорке. Поначалу все пути проходили над землей, однако в 1904 году метро перешло под землю. Первая линия нью-йоркского метро не сохранилась до наших дней, самой старой линией, существующей и поныне, является участок, расположенный на линии Джамейка. Городские власти Нью-Йорка принимали активное участие в строительстве: большая часть линий была построена силами города, а затем сдана в аренду компаниям.

Третий метрополитен появился в 1892 году в Чикаго. Так же, как и в метро Лондона и Нью-Йорка, чикагская подземка работала на паровой тяге. Инициаторами постройки метро в Чикаго стали владельцы винных складов: их не устраивала низкая скорость перевозки грузов посредством ломового транспорта по запруженным городским улицам. Предприниматели подошли к вопросу создания подземки со всей серьезностью: было создано акционерное общество, члены которого тщательно изучили опыт строительства подземных железных дорог в Лондоне и Нью-йорке. Затем был создан проект чикагского метрополитена - и работа закипела. Первая линия метро проходила над землей, но постоянно образующиеся заторы и сильный шум от поездов привели к тому, что городские власти приняли решение о переносе путей под землю.

После удачного опыта английских и американских метростроевцев подземные линии стали прокладывать и в Европе. В 1896 году первое метро появилось в Будапеште, в 1898-м – в Вене, в 1900 – в Париже, в 1902 – в Берлине. В Россию метро пришло только в 1935 году.

Как называют метро в разных странах

Несмотря на то, что проект лондонского метро носил название «Метрополитен рейлуэй», среди жителей туманной столицы оно, как уже говорилось, не прижилось. Англичане именуют свою столичную подземку «Лондон андеграунд» («лондонская подземка»). В разговорной речи чаще используется сленговое слово «труба».

Название «метрополитен», а также его сокращенная форма – «метро» – закрепилось за городской подземкой в Париже, а оттуда уже просочилось и в другие страны. Само слово «подземка» пришло в русский язык из произведения Максима Горького «Город Желтого дьявола».

В Германии и немецкоязычных странах используют термины S-Bahn и U-Bahn. Наименование S-Bahn произошло от немецкого Stadtbahn, которое переводится как «городская железная дорога». По своему смыслу этот термин ближе к обозначению пригородно-городских поездов. U-Bahn более ближе к метрополитену, поскольку расшифровывается как Untergrundbahn («подземная железная дорога»). Для обозначения метро в Нью-Йорке используется слово «subway», ливерпульцы называют его «merseyrail», а жители Сан-Франциско – «BART».

История создания метро в Москве

Идея о создании метро в Москве датируется 1875 годом. По замыслу инженеров, выдвинувших это предложение, подземная линия должна была соединить Курский вокзал с Марьиной рощей, проходя через Лубянскую площадь и Трубную площадь. Но дело застопорилось, и проект появился только в 1902 году. Его авторами были инженеры Е.Кнорре и П.Балинский, по проекту которых линия метро должна была протянуться от Замоскворечья до Тверской заставы, однако дума отклонила проект, поскольку не увидела в нем выгоды: прибыль от трамвая на тот момент была существенной.

Следующая попытка была предпринята в 1913 году. На этот раз за дело взялась городская управа Москвы. Был разработан проект дороги, которая проходила под землей по трем направлениям: Тверская застава – Калитники, Каланчевская площадь – Брянский вокзал и Виндавский (Рижский) вокзал – современная платформа ЗИЛ. Управа утвердила проект, строительство должно было начаться в 1914 году и закончиться в 1920-м, но помешала Первая мировая война.

В 1916 году электротехник М.Поливанов разработал проект, в котором три диаметральные линии соединялись с пригородными железными дорогами. Затем в 1925 году был разработан еще один проект, над которым работала компания Siemens Bauunion GmbH. Этот проект состоял из 80 тоннелей, протянувшихся через 86 станций, но для его реализации не хватило средств.

В 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) ввиду загруженности улиц города и трамвайных линий постановил начать строительство московского метрополитена. Спустя полгода на Русаковской улице начали строить первый опытный участок, который помог решить несколько важных вопросов: так, для подъема пассажиров на поверхность было решено использовать эскалаторы, а глубина прокладки тоннелей с учетом московского грунта была увеличена.

Дата утверждения первого технического проекта – 1933 год. Работы велись трестом Метрострой, первая линия повторяла самые загруженные маршруты городского наземного транспорта. В мае 1935 года был произведен пуск первой очереди московского метрополитена. Протяженность трассы составила 11,2 км, на ней размещалось 13 станций. Для перевозки пассажиров использовали 14 двухсекционных составов.

К 1941 году были построены еще две новые линии. С началом Великой Отечественной войны строительство третьей очереди метрополитена, которое велось с 1940 года, было заморожено. В октябре 1941 года во время наступления фашистских войск на Москву правительство приняло решение о закрытии московского метро с последующим уничтожением. 16 октября 1941 года – единственный в истории столичной подземки день, когда утром ее двери не были открыты перед жителями города. Вечером приказ был отменен, метро во время войны использовалось как бомбоубежище во время налетов вражеской авиации.

В 1942 году после отступления немецких войск от стен столицы возобновилось строительство третьей очереди. Всего за годы войны было построено 7 станций, о чем свидетельствуют специальные памятные таблички, размещенные на них. В 1943 году заработала линия от площади Свердлова до завода им. Сталина, а спустя год – линия, тянувшаяся от станции «Курская» до «Измайловского парка».

В 1950 году была запущена первая очередь Кольцевой линии (ст. «Парк культуры» – ст. «Курская»), в 1952-м – вторая очередь (ст. «Курская» – ст. «Белорусская»), а закончилось строительство Кольцевой в 1954 году. В 1953 году было завершено строительство Арбатской линии.

В 50-60-е годы были построены радиусы, соединявшиеся с Кольцевой линией. В их число вошли Рижский, Калужский, Ждановский и Краснопресненский радиусы. В начале 70-х годов было выполнено объединение радиусов, в результате которого получились две диаметральные линии – Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская. С 1979 по 1986 год продолжалось строительство Калининской линии, а с 1983 по 1994 год – Серпуховско-Тимирязевской линии.

С 90-х годов и по нынешнее время были запущены Люблинская и Бутовская линии, а также построен монорельс. Также были продлены и достроены участки Арбатско-Покровской, Люблинско-Дмитровской и Калининской линий.

Музей Московского метрополитена

В 1967 году был создан музей московского метро. В нем представлены документы, рассказывающие об истории строительства метрополитена, фотографии, также выставлены образцы техники и действующие макеты различных технических устройств.

Среди посетителей – жители и гости столицы, студенты и школьники. Многие из молодых посетителей впоследствии приходят работать в метро.

Музей активно применяет современные технологии, в частности разработана компьютерная база данных, позволяющая проводить интересные видеоэкскурсии и получать доступ к любой информации, касающейся истории метро. Работники музея стремятся совершенствовать экспозиции, следят за сохранностью и работоспособностью экспонатов. Также поддерживаются отношения с различными музеями столицы, в числе которых и Государственный Политехнический музей.

Музей находится на станции «Спортивная» в ее южном вестибюле и занимает второй и третий этаж. Вход – свободный. Также есть возможность записаться на экскурсию.

Тайны и загадки метро

Московское метро, как и метрополитены других стран, имеет свои тайны. Некоторые из них уже стали достоянием общественности, а некоторые до сих пор остаются на уровне слухов и догадок.

Одна из таких тайн – «Метро 2» или, по официальным документам, объект «Д 6», который представляет собой систему подземных коммуникаций правительственного уровня. Эти коммуникации связывают между собой важнейшие стратегические объекты, которые располагаются непосредственно под землей в черте города, а также пригородах Москвы: Фрязине, Пушкине, Раменском, Одинцове и пр. Назначение объекта «Д 6» – обеспечить безопасность первым лицам страны в случае возникновения непредвиденных обстоятельств на государственном уровне.

Огромное количество городских легенд и мифов о метро имеет вполне реальные источники. Так, негативная энергетика и отрицательные эмоции, отмеченные большим количеством пассажиров столичного метро в определенных местах, объясняются тем, что многие линии прокладывались по местам древних захоронений и кладбищ. Наиболее известны в этом плане станции «Сокол», «Арбатская», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад». Здесь машинисты, путевые обходчики, а нередко и пассажиры видят странных призраков и испытывают необъяснимое чувство тревоги и упадок сил.

Герой одной из легенд о метро – Путевой Обходчик. Проработав под землей около 40 лет, Путевой Обходчик настолько сроднился с метро, что не хотел выходить на пенсию и продолжал работать. Он скончался, когда ему исполнилось 82 года, и теперь, как верят машинисты и работники метро, его призрак можно встретить ночью в туннелях подземки.

Много интересных историй связано с так называемыми станциями-призраками. В 1975 году на перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская» была построена станция «Волоколамская». Над ней находится Тушинский аэродром, который в те времена хотели застроить жилыми домами, однако проект был отклонен. Станцию, построенную «на всякий случай», и сегодня можно увидеть из окна поезда, проезжающего по этому перегону.

Еще одна станция-призрак – «Советская» – должна была появиться между станциями «Театральная» и «Маяковская». Начавшееся было строительство остановили из-за особенностей московского грунта, который не позволил подвести сюда перегонные тоннели. Построенный зал был отдан Московскому штабу ГО, который устроил здесь подземный пункт управления.

***

Подземный мир метро – это своя особая атмосфера, пропитанная специфическими запахами и звуками. Каждый, кому хоть раз доводилось побывать в этом сказочном царстве, навсегда запомнит охватившее его ощущение причастности к чему-то таинственному и немного потустороннему. Это ощущение не покидает даже тех, кто предпочитает подземку другим видам транспорта и ежедневные многочисленные поездки среди темноты туннелей для них стали уже привычным делом. А создают эту сказку для нас с вами простые труженики метрополитена – машинисты, путевые обходчики, электрики, рабочие депо и многие другие.

Спустившись по эскалатору вниз, остановитесь на мгновение, оглядитесь вокруг – все это было создано умелыми трудолюбивыми руками. Каждый камушек в мозаике, каждая плитка на стене – это кусочек истории. Почувствуйте свою сопричастность и отправляйтесь в путешествие по сказке. Чувствуете дуновение ветра? Это из глубины тоннеля приближается ваш волшебный поезд. Счастливого пути!


Ещё больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube-канале Недвижимость+

Комментарии

Хотите получать наши новые материалы? Подпишитесь:

Отправляя данные, я подтверждаю, что согласен с правилами обработки данных

Вас могут заинтересовать другие статьи

Новые правила регистрации в Москве
Новые правила регистрации в Москве

Регистрация по месту жительства и пребывания - необходимая мера или анахронизм? Попробуем разобраться в этом неоднозначном вопросе.

09:0014.05.2013
  • 0
  • 36
В электрическом лунном свете
В электрическом лунном свете

Необходимость освещать улицы в ночное время была всегда. Одно из интереснейших решений - фонари лунного света, об истории которых мы и расскажем.

09:0006.05.2013
  • 0
  • 18
История московского водопровода: 1491-2013
История московского водопровода: 1491-2013

Каждый день мы открываем кран, и из него всегда льется чистая питьевая вода. Что стоит за этим, и каковая история московского водоснабжения?

15:0924.04.2013
  • 0
  • 115
«Заморская ипотека»: ставки, о которых можно мечтать
«Заморская ипотека»: ставки, о которых можно мечтать

Жителям каких стран доступны самые низкие ипотечные ставки, с чем это связано и может ли россиянин воспользоваться кредитом за рубежом?

16:2117.04.2013
  • 0
  • 472